Русский язык 7-А, 7-Б

22 ноября 2022 года 7-А,Б классы

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.

Запишите дату и тему урока

1. Диктант (Записать номера слитного и раздельного написания)

1) (Не)широкая, а узкая дорога; 2)(не)был в школе; 3)(не)годовал по поводу проступка; 4)чувствовать (не)искренность; 5)(не)уклюжий медвежонок; 6)ценим (не)праздность, а трудолюбие; 7)(не)объятная даль; 8)(не)сделал ничего предосудительного; 9)(не)дорогой, но красивый материал; 10)(не)решительность, а робость; 11)выразить (не)нависть; 12)брошь (не)золотая, 13)(не)широкая проселочная дорога; 14)ни в чем (не)нуждался; 15)никто (не)видел; 16)ни для кого (не)делал исключений.

2

Выберите написание с НЕ для слов:

Трава (не)скошена,(не)погасший костер, (не)выносимая духота, ничем (не)нарушаемая тишина, скамейки (не)покрашены, (не)крашеный забор, еще (не)окрепший после болезни, (не)выученные уроки.

– Обоснуйте свой выбор. 

 Обсуждение пошаговых действий

Алгоритм

Чтобы правильно написать слово с НЕ нужно:

1. Определить часть речи.

2. Определить полное или краткое причастие.

3. Если краткое – пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ

4. Если нет – пиши слитно. Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А

5. Если есть – пиши раздельно. Если нет –? Обращаемся к материалу учебника, выясняем следующий шаг:

6. Определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот).

. Откройте учебники на стр.69____, упр._155___.

- Прочитайте заданиеОпираясь на алгоритм, объясните слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, выпишите причастия, графически объясните условия выбора изучаемой орфограммы.

– Давайте разберемся, что нужно сделать?

Объяснительно-распределительный диктант. 

Слитно/Раздельно

  • (Не)замеченная учеником ошибка
  • (Не)греющее солнце
  • (Не)проветренная комната
  • Комната (не)проверена
  • (Не)освещенная улица
  • (Не)доумевающий взгляд
  • (Не)сложенные, а разбросанные вещи
  • (Не) прекращавшийся всю ночь дождь

– С какой трудностью вы столкнулись, выполняя это задание?

Самостоятельная работа (3-5 мин.)

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Тест (5 заданий)

1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)заметная сера птичка выпорхнула из кустов.

б) (Не)распроданные игрушки уценили.

в) Дуня (не)лишена обаяния.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

б) (Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

в) У Насти были (не)правильные черты лица

3.В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) (Не)сумевший реализовать себя в жизни Базаров (не)счастливый человек.

б) Ключи до сих пор (не)найдены.

в) Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

г) Брат (не)удостоил его даже упреком.

4. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Эта задача (не)решена учениками.

б) (Не)яркое пламя освещало письменный стол.

в) А кругом на полях (не)пробудная тишь.

г) Кате стало (не)стерпимо обидно

5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Со мной поздоровался (не)знакомый человек.

б) Всех смутили (не)проверенные слухи.

в) Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения.

г) Усадьбу окружал (не)частый забор

.

Домашнее задание: изучить п 26, выполнить все задания урока

17 ноября 2022 года, 7-А, Б классы

 

Морфологический разбор причастия.

Здравствуйте!

 Запишите дату и тему урока

Из словосочетаний назовите (выпишите) те, в состав которых входят причастия.

            Светлый день, отсыревший хлеб, потемневшее небо, старый замок, сырой дом, свежий огурец, состарившийся колдун, темная туча, посвежевший воздух, отдохнувший путник, умывающийся ребенок, видимый берег.

3.Укажите словосочетание с причастием по его признакам: действит., прош. вр., сов. вид, им. п., ед. ч., ж. р.:

а) прибывший поезд                       г) потерянное время

б) слушающая  музыку                   д) сжатый воздух

 в) читаемая книга                           е) остывшая земля

Страд., прош. вр., сов. в., им. п., ед. ч., м.р.:

а) освещенный дом                 г) возводимое здание

б) заходящее солнце               д) потемневшее море

в) расколовшийся орех           е) увядшие цветы

- Какие признаки в данных характеристиках  являются постоянными, а какие непостоянными?

Вывод: значит постоянные признаки: действительные или страдательные, время, вид.

Непостоянные : падеж, число,  род, полная или краткая форма (у страд. прич.)

Итак, мы вспомнили морфологические признаки причастия и выяснили пост. и  непост. .

План разбора стр. 67 прочитать. На что нужно обратить внимание? Что необходимо вспомнить?

- Чем причастие является в предложении, его синтаксическая роль?

 

4.Записать предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

  Листва сорва…ая с деревьев закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

Дорога вь…щаяся тонкой лентой по темному хвойному лесу вела к озеру.

Небо было загроможде…о клочьями снежно-белых облаков.

 

5. Выполнить морфологический разбор причастий из данного задания.

  Сорванная – причастие.

1. листва (какая?) сорванная,

2.Н. Ф.- сорванный.

 Пост. - страд.,  прош. вр., сов. в.; непост. – и. п., ед. ч., ж.р.

3. Какая листва? сорванная.

Домашнее задание: параграф 25, упр. 152   

 

 16 ноября 2022 года, 7-А,Б классы

  Письмо солдату


Написать письмо солдату на листочке и оформить его в виде треугольника

Сдать в четверг


15 ноября 2022 года. 7-А,Б классы

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных


Здравствуйте!


Запишите дату и тему урока.

Изучите материал п. 24.

Выполните упр. 146,147


14 ноября 2022 года, 7-А,Б классы


Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных


Здравствуйте!


Запишите дату и тему урока.

Изучите материал п. 24.

Посмотрите видео урок.



Выполните упр. 142, 144.


11 ноября 2022 года, 7-А,Б классы


Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях


Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

Изучите теоретический материал п. 22

Посмотрите видеоурок



Выполните упр. 129, 130


10 ноября 2022 года, 7-А,Б классы

Страдательные причастия прошедшего времени


Здравствуйте!


Запишите дату и тему урока

Изучите теоретический материал п. 21.

Посмотрите видеоурок



Выполните упр.124,125

09 ноября 2022 года, 7-А,Б классы


Страдательные причастия настоящего времени.. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени


Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока.

Изучите теоретический материал п. 20

Посмотрите видео урок



Выполните упр. 117, 122



28 октября 2022 года, 7-А,Б классы

 

 Культура речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных причастиях

 

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

Запишите правила и выучите!

 

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог : зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ : нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

 

.Закрепление изученного материала

Если у причастия суффикс –Ённ, то он всегда под ударением.
Кроме слова- исключения: одОлженный
– А вот в краткой форме причастия ударение сохраняется на
суффиксе -Ён- только в форме мужского рода, а в женском
роде, среднем роде и во множественном числе переходит на
окончание. ДовезЁнный -довезЁн – довезенА – довезенО –
довезенЫ
Если суффиксы неопределённой формы глагола, от которого
образовалось причастие, -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в
причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть —
пОлотый,согнУть — сОгнутый,

 


25 октября 2022 года, 7-А.Б классы

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1

 

Работу подписываем точно так же, как и предыдущие контрольные работы

Беседа за чаем     

Несмотря на начало сентября, было (по)летнему жарко. Чай накрыли в гостиной выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти расшитой причудливым орнаментом комната выглядела (по)праздничному торжественной.4 Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался отражая солнечные лучи кувшин в виде цветка. Вокруг него были ра(с,сс)тавлены невысокие, но изящные бокалы из гране(н,нн)ого хрусталя.

В течение часа разговор (не) смолкал.

Говорили в основном насчёт поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.4

(116 слов)             (По И.В. Сорокиной.)( не забудьте поставить пропущенные знаки препинания!)

 

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор слов по составу: (по)летнему, распахнутыми (1 вариант);

посеребренная, (по)праздничному (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти расшитой причудливым орнаментом комната выглядела по-праздничному торжественной. (1 вариант); 

В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (2 вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в заключение чаепития, вследствие дождей, насчет поездки, вопреки опасениям (1 вариант); в течение часа, вдоль стен, несмотря на начало,  в виде цветка (2 вариант).

 
1 вариант - девочки;

2 вариант - мальчики.

 


Работу сдать 25 октября 

 20 октября 2022 года, 7-А,Б классы.

Причастный оборот. Знаки при причастном обороте

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

 

На капителях колонн и в лабиринтах исполинской люстры, свисающей с почерневшего потолка, шуршали нетопыри и летучие собаки.

(А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»)

 

Свисающей с почерневшего потолка — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова люстры и поэтому обособляется.

 

2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

 

У машины был усталый, запыленный вид, ветровое стекло было заляпано разбившейся о него вдребезги мошкарой.

(А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»)

 

Разбившейся о него вдребезги — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом мошкарой и поэтому не обособляется.

 

3. Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

1.      причастный оборот относится к личному местоимению

 

Сравните:

Мечтавший о возвращении в Россию, он умер в эмиграции в Париже.

Мечтавший о возвращении в Россию писатель умер в эмиграции в Париже.

 

В первом предложении определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, потому что оно относится к личному местоимению он. Во втором предложении то же самое определение не обособляется, потому что оно относится к существительному и стоит перед определяемым словом.

 

2.      причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);

 

Утомленный долгой дорогой, путешественник сразу уснул.

В этом предложении определение имеет значение причины. Предложение можно переписать следующим образом: «Путешественник сразу уснул, потому что он был утомлен долгой дорогой».

 

Контуженный тюрьмой и лагерем, Нержин, однако, в основе своей оставался человек наш, и потому Рубин имел терпение выслушивать его вздорные запутанные временные мысли.

(А.И. Солженицын. «В круге первом»)

Определение контуженный тюрьмой и лагерем имеет уступительное значение. Предложение можно переписать следующим образом: «Хотя он был контужен тюрьмой и лагерем, Нержин, однако, в основе своей оставался человек наш...»

 

Саня, обессиленный, упал головой на подушку...

(В.М. Шукшин. «Залётный»)

В этом предложении определение имеет значение причины. Если бы этого значения не было, то одиночное определение, выраженное прилагательным без зависимых слов, не обособлялось бы.

 

3.      причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

(А. Блок)

Определение ко всему приученный оторвано от определяемого слова диск и поэтому обособляется.

 

Записать предложения и определить причастные обороты:

 

Наступает золотая осень, приносящая дожди.

Река, огибавшая берег, уходила в горы.

Не закрытая тучей заря освещала окна.

Мы опускаем руки в струящуюся меж пальцев воду.

Цветы, замерзшие за ночь, оживали.

Листья, кружащиеся в воздухи, падают на землю

Домашнее задание: выполнить упр.91


19 октября 2022 года, 7-А,Б классы

 

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока.

Откройте учебники на стр. 37. Внимательно изучите теоретический материал. Выучите правило.

          Выписать из предложения причастия с определяемым и зависимым словами
Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о берег

          Объясните знаки препинания в предложении. Это совершенно новое для вас правило, ничего похожего вы не встречали на уроках русского языка. Вы знаете правила постановки запятых в простых предложениях при однородных членах предложения, прямой речи, обращении и в сложных предложениях. Новое правило сложнее. Прочитайте правило в учебнике на стр.38 и составьте алгоритм его применения

Посмотрите видео

https://yandex.ru/video/preview/332711585683995810

Выполните упр. 89. Границы причастного оборота обозначаем точно также, как и образце упр.88.

Домашнее задание: изучить п.14, упр.90.(выполняем классную и домашнюю работу)  


18 октября 2022 года, 7-А,Б классы

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Здравствуйте!

1.    Запишите дату и тему урока

2.    Откройте учебники на стр.35.

3.    Сопоставьте падежные окончания причастий и прилагательных (материал для самостоятельных наблюдений).

4.    Выполните упр. 79

 

5.     Заменить глагольные конструкции причастием, обозначить главное слово и выделить окончания причастий.

Наступает осень, которая приносит дожди. - Наступает осень, приносящая дожди.

Река, которая огибала берег, уходила в горы. -

Цветы, которые замерзли за ночь, оживали. -.

6. Подчеркнуть в предложениях полные причастия, выделить окончания.

Березы окутаны золотистой листвой, сверкающей на солнце.

На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

Когда солнце село, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами.

Опавшие листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце.

Мы въехали в узкую, уже потемневшую улицу, заросшую вётлами.

 

VI. Домашнее задание. Выучить п .13, выполнить упр.82


17 октября  2022 года. 7-А,Б классы

Синтаксическая роль причастий

Здравствуйте!

 

Сегодня мы поговорим о синтаксической роли причастий. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Одиночное полное причастие и причастный оборот выступают в предложении определениями.

Например: Наглухо закрытая дверь преграждала нам путь к свободе – определение. ( дверь (какая?) наглухо закрытая)

Краткое причастие в предложении всегда является сказуемым.

Например:  Дверь наглухо закрыта – сказуемое.

Причастия могут также употребляться в значении имени существительного.

Например: отдыхающие (прич.) на поляне дети  - отдыхающие (сущ.) прибыли в пансионат.

В предложении они являются подлежащим или дополнением.

Например: Минувшее проходит предо мною. – подлежащее.

Мересьев устал от всего пережитого. – дополнение

Задание: найдите в предложениях причастия; причастные обороты; причастия, перешедшие в существительные. Определите, каким членом предложения они являются

Тихо в поле колосилась созревшая рожь.

Встречающие поезд волновались.

От вокзала до монастыря, стоявшем на высоком холме, было два километра.

Рассказ ещё учеником не прочитан.

Художник подошёл к картине, висевшей на стене.

Выделенное слово причастие или существительное?

Юноша, смущённый вопросом, покраснел.

Отдыхающие пансионата пошли на обед.

Заблудившихся в лесу нашли только к вечеру.

Работающие без выходных строители очень устали.

Домашнее задание: придумать или выписать из художественной литературы предложения с причастиями, в которых они выполняют разные синтаксические функции.

14 октября 2022 года, 7-А.Б классы

Причастие как часть речи

 

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

          Материал, заявленный в теме урока,  уже рассматривался несколько уроков тому назад, но у меня сложилось впечатление, что не все поняли, что же собой представляет  эта часть речи. Начну с того, что не все филологи считают, что это часть речи. Большинство склоняется к тому, что это особая группа слов. Но поскольку в ваших учебниках она именуется как часть речи, мы свами будем придерживаться пока этой терминологии.

          Откройте учебники на стр. 33. Проработайте материал для самостоятельных наблюдений. Дайте ответы на вопросы.

          Запишите и выучите правила, выделенные голубым цветом (стр.33).

          Выполните упр. 76, строго следуя указаниям. Просто списанное упр. не засчитывается как выполненная работа.

          Предлагаю посмотреть видео урок:



 

          Если даже после этого у вас возникнут вопросы, я готова на них ответить во время онлайн-урока во вторник.

          Напоминаю, что сочинения жду в понедельник с 8 до 14. (оставляйте на первом этаже, заберите проверенные

)13 октября 2022 года

Система частей речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

Посмотрите видео

https://yandex.ru/video/preview/5891229587409201791

Выполните задание

Помогите словам правильно встать в колонну

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Записать слова, в скобках указывать часть речи

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

12 октября 2022 года, 7-А,Б классы

 

Контрольное сочинение №1

Здравствуйте!

 

 Оформление сочинения:

1 страница:

На 7 строчке пишем :

Контрольное сочинение № 1

по русскому языку

Ученика (ученицы) 7-А (Б) класса

Фамилия, имя в Р.п.

2 страница:

Двенадцатое октября

Контрольное сочинение № 1

Что такое жестокость?

Далее с абзаца пишем сочинение.

Схема сочинения

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из жизненного опыта;

3 абзац – аргумент из литературы;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать

новую информацию

 

Сочинение сдать в понедельник 

 

 


11 октября 2022 года, 7 -А,Б

Инструкция как жанр официально - делового стиля
Здравствуйте!

Как  вы понимаете, что такое инструкция?

Где вам приходилось встречаться с инструкциями?


Скажите, что объединяет эти тексты?

* кулинарный рецепт;

              * технический паспорт к игре;

      * инструкция к лекарству

Запишите в тетрадь:

Инструкция - это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять.

Рассмотрим пример инструкции

Лекарственные препараты.

Не применяйте препарат без назначения врача.

Обязательно соблюдайте рекомендуемую врачом дозировку.

При появлении побочных действий обязательно сообщите врачу.

Храните препарат в тёмном месте.


Ответим на вопросы:
1.Расскажите про структуру прочитанной инструкции. Из чего она состоит?
2. В каком порядке стоят предложения в данной инструкции?
3. Давайте найдём глаголы в каждом предложении, определим их форму и место в предложении.

Домашнее задание: составить инструкцию "Как ухаживать за комнатными растениями.


10 октября 2022 года, 7 – А, Б классы

Основные жанры официально делового стиля

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

Запишите краткий конспект

 

Основные жанры официально-делового стиля:

монологические – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба, рекомендация, отчет;

диалогические – собрание, совещание, переговоры.

Разновидности по типу речи:       

·  повествование: инструкция, отчет, биография;

·  описание: характеристика;

·  рассуждение: объяснительная записка, речь в суде, ходатайство.

Официально-деловой стиль употребляется в строго регламентированных, определенных ситуациях.

Неуместно его использование в разговорной речи. К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» цитирует обращение к плачущему ребенку: По какому вопросу плачешь, девочка?

В текстах других стилей, например в тексте сочинения, эссе, реферата, рецензии, надо избегать использования официально-деловой лексики, канцеляризмов.

 Посмотрите видеоурок.



6 октября 2022 года, 7-А,Б классы

Официально-деловой стиль: сфера применения, основная задача, стилевые черты, языковые средства

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

В повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать различные заявления, справки, объявления, объяснительные записки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов.

Для этого используется официально-деловой стиль и его подстили: официально-документальный и обиходно-деловой.

Основная цель этого стиля речи – точная передача деловой информации.

          Основные стилевые черты: точность, употребление стандартных оборотов речи, большое количество отымённых предлогов («в течение») и союзов («вследствие того что»), осложнённые простые предложения.

(Запись в тетради) Особенности стиля:

·        сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

·        стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы, клише.

·        полное отсутствие эмоционально-экспрессивных средств.

повествовательный характер изложения

Посмотрите видеоурок:

https://yandex.ru/video/preview/7164880520640758125

 

5 октября 2022 года, 7-А,Б классы

Жанры публицистического стиля

Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока

Прочитайте и составьте краткий конспект

 

 

Публицист – писатель создающий произведения на общественно – политические темы.

Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Публицистический стиль – стиль произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Публицистика занимается вопросами, важными для всего общества (т.е. общественно – политическими) в данное время (т.е. актуальными, злободневными).

Назначение публицистического стиля – воздействие на читателя и слушателя.

Очерк — самостоятельный жанр публицистики, рассказ, основанный на фактическом материале, включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые произошедший факт высвечивает. Очерк не имеет тематических ограничений, его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора. Различают документальный очерк, в котором авторская позиция скрыта; и публицистический, где автор предстает как реальный наблюдатель или даже участник описываемых событий.

Репортаж — сообщение о местных событиях, о событиях дня в периодическую печать, информация.

Эссе — публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем. В зависимости от проблематики эссе подразделяют на философские, исторические, нравственно-психологические, литературно-критические. Эссе — это жанр размышлений. Вполне уместны в эссе выражения эмоциональной оценки, риторическое усиление речи.

Фельетон — литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни. Фельетону присущи полемичность, художественность, ироничность, сатиричность. Публицистичность фельетона проявляется в злободневности тематики, в негативной оценке соответствующих фактов, чем объясняется широкое употребление эмоционально-экспрессивных, оценочных языковых средств. Сатиричность фельетона состоит в том, что автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, а подвергает их осмеянию; её создаёт комическое описание ситуаций и характеров.

Памфлет — злободневное острое сатирическое публицистическое произведение, обычно политического характера, направленное против кого(чего)-нибудь.

Посмотреть видео. Ссылка в расписании.



 4 октября 2022 года, 7 -А,Б классы

Публицистический стиль: сфера применения, основная задача, стилевые черты, характерные языковые средства

Здравствуйте!

 

Запишите в тетрадях число и "Классная работа".

 


Посмотрите на  схему:

          
 

  


 

 

 

 

 


1)    Перед вами слова:

1.    Публика - совокупность людей, являющихся объектом воздействия искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий, просвещения

2.    Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

3.    Публицист – автор публицистических произведений

4.    Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе.

(Схему и слова может прочесть один ученик по желанию или каждое определение зачитают разные ученики.)

5.    Публицистика - это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы

6.    Публицистический – стиль речи, который служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты)

 

Посмотрите, пожалуйста, на схему и на слова Понятия, представленные в ней, вам уже знакомы, пропущен только один элемент. Исходя из этого, как бы вы определили тему сегодняшнего занятия?

Итак, сегодня на уроке мы должны обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»(тема) и совершенствовать навыки стилистического анализа текста(цель).

Вернёмся к словам, записанным на доске. Какой общий корень они имеют?

Слово «публика» в значении «люди, народ» пришло к нам из латинского языка, а слово «Публицистический» в буквальном переводе означает «общественный». Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился ещё в античные времена. До сих пор студенты и учёные, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима.

Произведения публицистического стиля ставят проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию.

 

Прочитайте правило (учебн. стр28) :Особенности публицистического стиля определяются его задачей - воздействовать, повлиять на мысли, чувства, поведение, поступки читателей и слушателей. Публицистические произведения посвящаются актуальным общественным вопросам. Эти произведения часто встречаются в газетах (репортаж, интервью, очерк и др.), в выступлениях по радио и на телевидении."

 

Исходя из прочитанного правила, мы делаем вывод, что тексты и выступления публицистического характера встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Закрепление материала.

1) Выполнение упражнения 66, стр. 29.

Прочитайте фрагменты из речи Исократа (436—338 до н. э.). Что утверждает Исократ? К чему призывает? Какие средства используют­ся им, чтобы сделать свою речь убедительной? Прочитайте речь Исократа так, чтобы слушатели прониклись убеж­дённостью оратора.

"Мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, ко­торый имеет величайшее значение в жизни людей...

Я утверждаю, что нам необходимо заключить мир не только с хиосцами, родосцами, византийцами... но со всем человечеством, и мирный договор должен... предусматривать автономию элли­нов, вывод гарнизонов из чужих городов и сохранение каждым своей территории. Ведь не придумать более справедливого и бо­лее выгодного для нашего города мирного договора, чем этот."

2)Выполнение упражнения 67, стр.30.

Прочитайте начало выступления академика А. Д. Сахарова в свя­зи с присуждением ему в 1975 году Нобелевской премии. Докажите, что выступление (лекция) А. Д. Сахарова обладает приметами публи­цистического стиля.

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета! Глубокоуважаемые дамы и господа!

Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно свя­заны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волную­щей награды — Нобелевской премии Мира — и за предоставлен­ную возможность выступить сегодня перед вами...

Приложение №1.

Особенности публицистического стиля

Жанры

Задачи речи

Сфера применения

Общие стилевые черты

Языковые средства, характерные для стиля

Газетная и журнальная статья

Репортаж

Ораторская речь

Выступление

Рекламный текст

Воздействие на читателей и слушателей, побуждение к чему-либо

В устной речи – выступления.

В письменной речи – в газетах и журналах.

Актуальность

Эмоциональность

Доступность

Чётко выраженная авторская оценка (отношение к проблеме)

Использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, обращений к собеседнику, повторов.

Совмещение книжных и разговорных слов.

Использование антонимов, фразеологизмов и описательных оборотов.

экспрессивные выражения;

- совмещать книжную и разговорную лексику;

- использовать повторы;

- использовать обратный порядок слов (инверсию);

 

 

Домашнее задание: изучить п.11; используя таблицу «Особенности публицистического стиля» выполнить упр.70,;выучить содержание таблицы

3 октября 2022 года, 7-А,Б

 

КАК ПОДПИСАТЬ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

 

На 7 строке

                     

                              Контрольное изложение № 1

                                     по русскому языку

              ученика (ученицы) 7 –А (Б) класса

             МБОУ «СШ № 50»

              (кого?)  Фамилия, имя

                                               

 

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

ЗАПИСАТЬ НА ВТОРОМ ДВОЙНОМ ЛИСТОЧКЕ (ПЕРВЫЙ –ТИИТУЛЬНЫЙ),  НА ПЕРВОЙ (ВЕРХНЕЙ)  СТРОКЕ

 

 

 

                                                  Третье октября

  Контрольное изложение

Астры

План

1.   Цветы в саду.

2.    Букеты для продажи.

3.    Сколько стоит букет старушки?

4.    Цветы растут для красоты.

5.    День казался праздничным.

               !!! ( Дальше с абзаца пишем текст  работы)!!!

 

               АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

 

1.    Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи.

2.    Определите тему и основную мысль.

3.    Найдите в тексте опорные слова.

4.    Разделите текст на части по плану.

5.    Запомните слова, правописание которых нужно проверить, объясните их написание.

6 . Устно перескажите текст по отдельным пунктам плана, а потом по всему плану.

7.  Прочитайте текст еще раз. Обратите внимание на употребление слов и словосочетаний.

8.  Напишите текст по памяти (черновик).

9.  Прочтите свой черновик, исправьте ошибки.

10. Напишите текст по памяти (чистовик).

 ТЕКСТ ИЗЛОЖЕНИЯ

АСТРЫ

       По утрам старушка вставала рано. Спускалась в сад, шла к цветам, прикасалась рукой к холодноватым, словно высеченным из розового камня, бутонам роз, к ярким ге­оргинам и астрам.

Потом уходила в дом и возвращалась с ведром и са­довым ножом. Бережно срезала цветы и опускала их в вед­ро с водой. Тут же в тени складывала букеты и уезжала. Говорили, на базар. И ещё говорили, что за такие букеты она дорого берёт.

Однажды я сам оказался свидетелем её торговли. Стоя­ла она на углу, у почты. Букеты у неё моментально разби­рали. Я ещё подивился, как бойко торговала старушка.

Вчера она опять привезла астры. Над ведром пенились белые, жёлтые, голубые, алые беретики цветов. Меня рас­пекало любопытство: сколько всё-таки стоит её букет? По­дошёл и жду, что она ответит парню, выбирающему у неё цветы.

— Сколько? — спрашивает он нерешительно. Она улы­бается: «Бери и иди».

— А деньги?

— Цветы, сынок, для красоты растут... У меня их много...

Я видел потом, как она подарила свои астры трём мо­лодым парам... «Для красоты растут...» Я шёл и повторял эти три слова. И день мне казался удивительно празднич­ным.

                                                                            (По В. Теплухину)

 

 



30 сентября 2022 года.

 

Основные изобразительно- выразительные средства русского языка, их использование в речи
Здравствуйте!

Запишите дату и тему урока
 Повторим и углубим ранее изученный материал

            Итак, сегодня на уроке мы будем работать с изобразительными выразительными средствами. Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи. Способность слова воздействовать на человека отмечали многие известные поэты и писатели.

            Как известно, выразительность речи достигается разными способами и средствами. Какие средства художественной выразительности вам известны? (лексические, синтаксические)

            Человеку дано богатое воображение. Изучая окружающий мир, он находит связи, аналогии сходства между предметами или явлениями (реальные или вымышленные) и отражает итоги своих наблюдений в языке, слове. Так рождаются слова-тропы, слова с переносным значением, которые неизменно связаны с прямым значением слова по смыслу.

               Запишите в тетрадь:

            МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства (по форме, цвету, функции, производимому впечатлению и т.д.)

Задание: Определить, в прямом или переносном значении употребляется выражение «человек испарился»?   В прямом значении «вода испарилась». Объединяющий признак – способность бесследно исчезать.

«Провалиться на экзамене» - метафора, на основе ощущений: провалиться вниз - потерпеть неудачу.

«Пожар сердца» - метафора, общий признак – интенсивность: охватывающее все пламя – охватывающее человека чувство.

 

            ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неживых предметов.

           ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

Задание: Определить, что перед вами: олицетворение или эпитет. На каком основании произошел перенос значения слова.

«Часы идут» - олицетворение, передвижение человека – передвижение стрелки по циферблату.

«Зеленая молодежь» - эпитет, объединяющий признак – незрелость (например, зеленая клубника)

«Шепот волн» - олицетворение, на основе звуковых ассоциаций: способность человека разговаривать – способность издавать звуки волнами.

«Холодный взгляд» - эпитет, на основе ощущений: не излучающий тепла _ равнодушный, безучастный.

«Черные мысли» - эпитет, на основе впечатлений от цвета – мрачный, безрадостный, связанный с трудностями жизни.

              Иногда метафору называют скрытым сравнением. От скрытого сравнения вам необходимо отличать такое изобразительно-выразительное средство, как «обычное», классическое сравнение. У последнего есть ряд грамматических средств выражения. Сравним эти два лингвистических явления.



.Практическая работа

Определите, в каких предложениях используется метафора (олицетворение) или сравнение.


  1. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник (А. Ахматова)

  2. Ветви сочною дугою Перегнулись над водою, Как зелёный водопад; Как живые, как иглою, Будто споря меж собою, Листья воду бороздят… А. Фет

  3. И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи (В. Высоцкий)

  4. И там, светясь, в тумане тонет Глава безмолвного кремля… Н. Рубцов

  5. И тогда обиделось Время и застыли маятники времени (В. Высоцкий)

  6. Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии, артиллерия во всякой войне (Папини)

  7. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов)

  8. Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз (В.Маяковский)

  9. Там, где, словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн… В. Брюсов

  10. Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру (Н. Гоголь)



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: найти средства выразительности в стихотворении С.Есенина «Береза»; выучить определения средств выразительности вместе с примерами

 

 28 сентября 2022 года, 7-А,Б классы

Главная и второстепенная информация текста. Композиционные особенности текста. Микротемы и абзацы

Здравствуйте!

 

В каждом тексте содержится информация, среди которой есть основная, существенная и второстепенная. Чтобы не ошибиться при работе с информацией, необходимо сначала выяснить основную мысль текста. Так или иначе, мы с вами встречались со всеми указанными видами переработки текста. Однако чаще всего в своей школьной деятельности ученики встречаются с сокращением текста. Когда?( При подготовке к пересказу параграфа). Эта работа станет более продуктивной тогда, когда вы освоите правила сокращения текста.

С чего начинается работа над текстом?  Конечно же, с объяснения непонятных и непонятых слов. - Что нужно сделать за этим? Можно карандашом на полях книги выделить смысловые части текста и дать им заглавие. Затем в каждой части подчеркнуть ключевые слова или опорные понятия. Предложения сократить, убирая, например, придаточные части или однородные члены предложения.

Практическое закрепление знаний.

Выполнение практических заданий. Запишите текст, вычлените в нём основную и второстепенную информацию, передайте её одним предложением.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь- это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

 

Давайте порассуждаем: в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

           1.Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

            2.Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

           3.В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

           4.В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Итак, чтобы выполнить задание, нам необходимо вспомнить способы сжатия текста (исключение и обобщение) и закрепить навык вычленения в тексте главной и второстепенной информации. При исключении мы выделяем главное с точки зрения основной мысли, затем убираем детали, подробности, примеры, описания, рассуждения, второстепенные факты.

 Какова тема текста?

          Какая информация содержится в тексте?

          Это текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь-это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь- крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам.

          Что же стало решающим фактором? Какой из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница.

Следовательно, правильный ответ №3: В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные богатства

      Теперь поговорим о композиционных особенностях текста.

- На какие части делится текст?

- Что такое микротема?

- Что такое абзац?

- Из каких частей состоит абзац?

Запишите в тетрадь выделенные синим текстом правила.

1.Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2-3. В заглавии текста находит отражение его тема (то есть то, о чём или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст). У текста есть заглавие.

4. Предложения бывают зависимые и независимые.

5. Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому он обычно делится на части: вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).

6. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. 

Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). 

Строение абзаца:

·    зачин (начало),

·    развитие мысли,

·    конец (концовка)

Абзацный зачин — основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.

Все последующие предложения абзаца — комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.

Работа с текстом. - ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДЯХ

Выполните упражнение.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждет, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несет удивительно черная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул. Вечером дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звезды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришел без мглы, такой веселый.    (Ю.Куранов)

- Прочитайте и докажите, что перед вами текст (устно). Прочитайте его внимательно про себя.

-  Что в этом тексте не хватает?  (деления на абзацы)

Подумайте, на сколько частей можно разделить текст. Выделите абзацы.

Какова тема текста? Запишите

Озаглавьте каждый абзац – то есть определите микротемуЗапишите план текста.

ДЗ. Выучить правила  

22 сентября 2022 года, 7-А,Б

Рассуждение как функционально смысловой тип речи

Здравствуйте!

Сегодня мы с вами поговорим о типе речи рассуждение более подробно.

Сто тысяч «почему» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему» гуляют по планете.

Действительно, ребята, очень много вокруг «почему». Есть загадочные почему: почему летом идет дождь, а зимой снег? Есть сердитые «почему»: почему ты не приготовил домашнее задание? Есть внимательные «почему»: почему ты сегодня такой грустный? Есть и такие, которые вызывают на спор: почему ты думаешь, что я не прав»? А ну, докажи.

В жизни нам часто приходится рассуждать, что-то объяснять, что-то доказывать. И в этом нам поможет тип речи рассуждение.

Рассуждение – это тип речи, в котором передается взаимная связь явлений и событий, причинные отношения между ними.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова дается такое объяснение этому слову:

1.Рассуждение - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2.Высказывание, обсуждение.

Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.

Научимся правильно писать данное слово.

 

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е .Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждение.

Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно, убедительно.

В любом рассуждении есть три части: в первой содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы), третья ч асть – вывод (доказанная мысль).

Схема рассуждения

1. Тезис (утверждение, которое нужно доказать).

2.Аргументы (доказательства, доводы, примеры):

а)_________________________,

б)_________________________,

в)_________________________.

3. Вывод (итог, к которому пришел автор рассуждения).

Запишите план рассуждения в тетрадь.

Работа над языковым оформлением рассуждения.

В русском языке существуют слова-помощники, которые вы можете использовать при создании текста рассуждения.

Задание.

Прочитаем памятку

1.     Слова, с которых можно начать первую часть – тезис:

я считаю, что; по–моему; мне кажется; на мой взгляд.

2.     Слова, которые используются для связи тезиса и доказательств:

потому что…; так как…; докажем это..; это можно доказать..; это объясняется следующим.

3.Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых; во-вторых; другим доказательством является; в-третьих; кроме того; наконец; например.

4.Слова, связывающие доказательства и вывод:

поэтому; таким образом; следовательно; итак.

 

Ребята! Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка. Прочитайте текст.

 

Василису назвали Премудрой, …..она все умела делать: …..испекла пышный каравай, …..соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки …и получила такое прозвище.

 

Выполните задания:

1. Найдите мысль, которую нужно доказать.

2. Укажите доказательства и примеры.

3. Какое предложение в тексте будет выводом?

4. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова-помощники.

 

Домашнее задание: изучить материал урока, выполнить задание 

21 сентября 2022 года. 7-А,Б классы

 

  Синтаксическая роль причастий. 

 

Здравствуйте!

1. Запишите дату и тему урока

2. Повторим теоретический материал прошлого урока

Давайте заполним таблицу

   Причастие имеет грамматические признаки глагола и прилагательного

глагола

прилагательного

1.Время  (настоящее и прошедшее)

Поднимающий

Поднимавший  

 

2. Вид (совершенный и несовершенный)

Поднявший, поднимавший

 

3.Возвратную и невозвратную форму: поднимающийся, поднимающий

 

4. Ещё они образуются от глагола

 

1.Отвечают на вопрос какой? какая?                   

                                       какое? какие?

 

2.Склоняется по падежам, согласуется с определяемым словом вроде, числе и падеже.

Присутствующий ученик

Присутствующая ученица

Присутствующие ученики

 

 

-

Работа с перфокартами.

- А сейчас, пришло время работы с перфокартами. Перед вами таблички и предложения  . В табличке указаны цифры предложений, вам всего лишь нужно заполнить перфокарту, потом проверим. Расставьте знаки препинания.

          Номер предложения

1

2

3

4

Причастный оборот стоит перед опреде-ляемым словом

 

 

 

 

Причастный оборот стоит после опреде-ляемого слова

 

 

 

 

В предложении нет причастного оборота

 

 

 

 

Причастный оборот находится в середине предложения

 

 

 

 

 

1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

2. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

4.Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

2.Объяснение новой темы

Сегодня поговорим о синтаксической роли причастий

Одиночное полное причастие и причастный оборот в предложении являются определениями.

Например: Наглухо закрытая дверь преграждала нам путь к свободе - определение.

Краткое причастие всегда в предложении является сказуемым.

Например: Дверь наглухо закрыта.  - сказуемое

Переход причастий в существительные.

Причастия могут употребляться также в значении имени существительного.

Например: Отдыхающие (прич.) на поляне дети — Отдыхающие (сущ.) пошли

на пляж.

В предложении они являются подлежащим или дополнением:

Например: Минувшее проходит предо мною - подлежащее.

Мересьев  устал от всего пережитого - дополнение.

5.Закрепление новой темы.

Задания: Найдите в предложений причастия; причастные обороты; причастия, перешедшие в существительные. Определи, каким членом предложения они являются.

Тихо в поле колосилась созревшая рожь. - определение

Встречающие поезд волновались. -

От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком холме, было два километра. -

  Рассказ ещё учеником не прочитан. -

  Художник подошел к картине, висевшей на стене.-

 

Выделенное слово - причастие или существительное?

Юноша, СМУЩЁННЫЙ вопросом, покраснел. –

ОТДЫХАЮЩИЕ пансионата пошли на обед. –

ЗАБЛУДИВШИХСЯ в лесу нашли только к вечеру. –

 РАБОТАЮЩИЕ без выходных строители очень устали.-

Домашнее задание: выполнить все задания урока

 20 сентября 2022 года, 7-А,Б

 

Причастие как часть речи. Признаки глагола и прилагательного в причастии

 

Здравствуйте!

 

 

 

1.    Актуализация опорных знаний

А вы знаете части речи? Проверим.

 Определите часть речи

маленький

мяч

летит

летящий

 

 

 

 

 

 

 

?

? Можем ли определить часть речи у слова «летящий»?

? На какую часть речи похожа?

? В чем отличие от прилагательного?

Вывод:

? На какую часть речи похожа? Летящий - какой?

Вывод: новая для вас часть речи, с которой мы сегодня познакомимся на уроке.

2.    Объяснение нового материала

Как называется и как появилась эта часть речи? Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина

Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им жилось на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали уму о своем житье-бытье. Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу».

-Спасибо!- в один голос ответили суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

-Возьмите мои окончания, они вам помогут.

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли и плясали, рисовали составленные слова. Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать их. Глагол сказал:

- Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проделки оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего.

-А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам,- сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают Причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

 

3.    Объявление темы и цели урока

? Назовите тему урока?

Запись темы в тетрадь. Объявление цели урока. Это новая для вас часть речи: причастие.

? Почему так назвали «причастие»? Вдумаемся в смысл слова, произведем морфемный разбор: при-част-и-е (состоит из двух частей: часть от глагола и часть от прилагательного, т.е. причастная к глаголу в образе прилагательного)

? Какие признаки имеет причастие от глагола, какие от прилагательного?  Чтобы ответить на этот вопрос  прочитаем правило о причастии и заполним таблицу. 

4.    Работа с учебником

Чтение правила о причастии и заполнение таблицы:

Признаки прилагательного

Признаки глагола

(действие)

1.     

1.     

 

              Рассказ по плану

А) Что такое причастие

Б) Что общего у причастия и прилагательного

В) Чем они отличаются

Г) Роль причастия в предложении

На экзамене Вам нужно найти причастие. Давайте выведем формулу, по которой вы будете искать Причастие. Признак по действию!

Формула:  Причастие = Какой? Тот, который «делает»

5.    Закрепление материала.

Посмотрим, как работает формула.

1) Доказать (устно), какой частью речи являются слова: летящий, темнеющий, блестящий, могучей, залитой, бойкий, покрытый, загораживавший, изъеденный, ведущая, заходящая, присутствующий, обеспокоенный, изучаемая, составленная, рассчитанный, спускаемый. ( вопрос какой, тот который + глагол делает)

2) найти в тексте причастия, доказать. (устно) упр.54

            3) Замените словосочетания с причастиями, синонимичными словосочетаниями глаголов со словом который. Запишите получившиеся словосочетания.

Образец:

Болеющий малыш – малыш, который болеет; болевший малыш – малыш, который болел

Освежающий ветер, освежавший ветер, пугающая неизвестность, пугавшая неизвестность, потерянный корабль, увлекаемый вперед, поющие птицы, небоявшиеся  звери, предстоящая борьба.

 

4) Выборочный диктант. Прослушайте пословицы. Выпишите причастия.

1. Вылетевшее слово и на коне не догонишь.

2. Пересохший пласт урожая не дает.

3. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь.

4. Обдуманное слово дороже золота.

5. Катящийся камень травой не обрастет.

 

5) Найдите слово, «лишнее» в каждой строчке. Объясните свой выбор.

 

1)    Манивший, манящий, магнитный

2)    Грустный, грустящий, грустивший

3)    Доверяющий, доверчивый, доверенный

4)    Колючий, колющий, текучая

5)    решивший, решающий, решать

6)    горячий, багровый, заросший

         

            6) Распределите словосочетания по двум группам: прич + сущ., прич. + сущ.

 

Вскоре мы двинулись в путь по узкой дороге, петлявшей по лесу и темневшей в колеях с водой. Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими и крупными звездами. Земля, иссеченная тугими струями, была мягкой, и лопата легко входила в грунт.

 

7) Исследовательская работа.

Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу ». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.

1.Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.

2.За столом сидят ученики и читают книгу

3.Мы подошли к туристскому лагерю, который располагался на высоком берегу реки.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. Пафос, обличительность, торжественность – вот свойства речи, в которой всегда встречаются причастия.

Домашнее задание: изучить п.12, упр. 76

 19 сентября. 2022 года, 7-А,Б классы

Система частей речи. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слов

  1. Определение темы и цели урока

     Для того, чтобы определить тему занятия, нам необходимо отгадать кроссворд. Слова в нем – это известные тебе части речи. Разгадать кроссворд нам помогут загадки.      

        

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Кто и что вокруг растет,
     Что лежит и кто живет:
     Имя удивительное!
     Это...?                      

2.   Применяем все мы это
       Вместо имени предмета,
       Нам на всё оно укажет,
       Но имён ничьих не скажет.
       Часто очень применяется,
       Без него, как ни крутись,
       В речи нам не обойтись.        

3. Он предметы оживляет,
     Всех их в дело вовлекает,
     ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
     Строго сам за тем следит.
     Он три времени имеет
     И спрягаться он умеет.
     Детям строят много школ,
     Чтоб все знали про…            

4. Признаки действий оно означает,
     Всем любопытным оно отвечает
     КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
     ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
   Очень не любит оно изменяться,
     Род не имеет, не хочет склоняться.        

5.   Быстро предметы оно сосчитает,
       Строгий порядок при счёте их знает.
       На два вопроса ответит вам только,
       Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
        Как его звать, кто скорей догадается?    

6.   Вам подробно все расскажут.
     Чей, какой тебе покажут.
     С существительным всегда,
     Словно не разлей вода.          

7.   Объединять и связывать стараюсь
     Я равных и неравных в нужный час.
       Порою я совсем не повторяюсь,
       Порою повторяюсь много раз.          

8.    НА дороге пёс сидит,
       ЗА дорогой столб стоит.
       ДО дороги добегу,
       ПОД дорогой пробегу.
       Там подземный переход.
       Нам В рассказе О дороге
       Очень помогли…              

9.   Могу оттенки придавать значеньям,
       Могу усилить их без напряженья.
       Могу помочь я форм образованью,
       Когда Глагол на службу призовёт,
       Могу вообще подвергнуть отрицанью
       Всё то, что кто-нибудь произнесёт.              

 Теперь прочитаем ключевое слово

- Что такое морфология?

 Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучает как часть речи            

     Запишите тему урока в тетрадь.

     Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).    

       Давай сравним служебные и самостоятельные части речи.

    В первом столбике записаны признаки. В остальных будем ставить + или -.

                   Признаки

Самостоятельные

части речи

Служебные   части речи

Междометия

Называют   предмет,

признак,   действие и т.д.

Можно   задать вопрос

Являются   членами предложения

Имеют   лексическое значение

Могут   употребляться

обособленно

(самостоятельно)

Изменяются

       Теперь мы знаем, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.

4. Физминутка

Гимнастика для профилактики утомления зрения:

  1. Сядь прямо, расслабься. Посмотри сначала влево и вверх, затем вправо и вниз. Опиши круг глазами в обратном направлении.

Повтори это упражнение с открытыми глазами, а потом с закрытыми.

  1. Посмотри вверх, потом перед собой и вниз.

Повтори с открытыми глазами, а потом с закрытыми глазами.

  1. Смотри вперед, быстро моргая до 30 раз. Затем столько же, не моргая.

Повтори несколько раз.

  1. Сильно зажмурься, затем быстро поморгай 10-12 раз.

Повтори несколько раз.

  1. Закрепление материала. Распределите слова

 

самостоятельные

служебные

 

сущ.

прилаг.

мест.

числ.

глаг.

нареч.

предлоги

союзы

частицы

межд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, ах, говорит, они, к, ним, громко, эх, красивая, мне, над, восемь, красиво, но, девять, из-за, а, и, эй.

       Когда я выписывала эти слова, мне показалось, что это какие-то поэтические строки. Может они и тебе что-то напоминают.

       Откуда это произведение? Кто автор? Воспроизведи отрывок, пожалуйста?

… голубыми небесами  

Великолепными коврами,  

Блестя   … солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

… ель сквозь иней зеленеет,  

… речка   … льдом, блестит.

       С помощью   каких   слов   можно восстановить     стихотворение?

     Кто автор этих строк?

    

     Выполни задания:

Выпиши словосочетания:

Гл. + пр. + сущ.        

       Какова роль предлогов?      

       Подчеркните грамматическую основу.

Блестя на солнце,   снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.  

       Какова роль союзов?    

    

6.Контроль и самопроверка знаний    

Тест       

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать

 Подведение итогов урока.

Из отдельных слов составь предложения, изменяя, если нужно окончания

 

  1. Конец, чудесной, пришел, встреча.
  2. Мы, части, речь, запомним, все.
  3. Нам, все, знать, правило, помогут.
  4. Всём, обо, смогут, поведать.
  5. Вокруг, что, существует, нас,
  6. и, как, рассказ, закончился.

Пришел конец прекрасной встречи.    

Запомним мы все части речи.

Все знать нам правила помогут.

Обо всём поведать смогут.

Что существует вокруг нас,

И как закончился рассказ.

На какие группы делятся части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?

9. Домашнее задание:   выполнить все задания урока. Во вторник онлайн урок.

Спасибо за работу.

16 сентября 2022 года 7-А,Б

Текст как продукт речевой деятельности

- Здравствуйте!

     1. Запишите дату и тему урока.

     2. Повторим теоретический материал (запишите в тетрадь главное)

-        Слово текст - от латинского textum - ткань; связь, соединение. Текст- это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой или основной мыслью. Предложения между  собой соединены по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста :

- тематическое и композиционное единство всех его частей;

- наличие грамматической связи между частями;

 - смысловая цельность, относительная законченность.

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

Смысловые отношения между предложениями различны:

       1). Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого, при этом все предложения, начиная со второго и по смыслу, и грамматически связаны с первым - это параллельная связь. Схематически параллельную связь предложений в тексте  изображают так:

Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений; Например, (текст написан доске или для каждого ученика на карточках):

Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто с ними не бранивался? Кто в минуту  гнева не требовал от них роковой книги?  А.С. Пушкин.

 

     Параллельные связи часто используются в поэзии.

2).Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснить один из его членов, а содержание третьего – смысл второго и т. д. Это цепная связь.

Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.

Например, (текст записан на доске или на индивидуальных карточках для каждого ребенка):

<…> Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега.

       Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

       Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

      Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <>

      Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые … таятся в ее глухих недрах.

                                                                Н.Рерих.

 

 

 

в) Работа с данными на карточках текстами.

1) Прочитайте про себя текст А. Пушкина.

     - какая связь между предложениями?

    Ответ: параллельная связь.

2) Прочитайте вслух текст Н. Рериха.

   - Какая связь между частями текста?

   - Найдите ключевое слово, объединяющее предложения.

Ответ: цепная связь; ключевое слово – Россия.

      3) Вывод учителя:

- Тексты и наша речь помогает нам узнавать не только новое, сообщать что-то, делиться мыслями и чувствами, но и влиять, воздействовать на других людей, если надо, предупреждать, утешать.

Домашнее задание: составить конспект урока, выполнить задания

2 сентября, 2022 года, 7 -А,Б классы

Урок 2

Монолог и его виды

Цель урока: познакомить учащихся с разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение), формировать умение различать виды монологов и составлять свой монолог заданного вида.

 

1.    Запишите дату и тему урока.

2.    Изучите представленный ниже материал, составьте конспект.

 

-  Монолог-описание имеет цель всесторонне охарактеризовать предмет речи через перечисление его признаков.

-       Монолог-повествование передает временную последовательность событий, характеризуется изменением обстановки, поведения действующих лиц, логическими переходами от одного действия, состояния к другому

-       Монолог-рассуждение представляет собой процесс получения нового знания о предметах, событиях, явлениях и сообщения этого знания в форме вывода.

3. Формирование умений распознавать виды монолога.

- Определите виды следующих монологов:

Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки-цыплята.

Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

 

4. Обобщение.

-   Соедините пары из разных столбцов. Объясните свой выбор.

Монолог-описание

Учитель на уроке рассказывает про новую ракету.

Монолог-повествование

Обращение писателя в начале книги.

Монолог-рассуждение

Рассказ одноклассника о походе в зоопарк.

 

Домашнее задание : выучить определения видов монологов



5 сентября 2022 года, 7 А,Б классы

Урок 3

Диалог и его виды

1. Запишите дату и тему урока.

2. Посмотрите видео урока



Комментарии